Обзор бокс-офиса США (04.07-06.07)
Главный американский праздник День Независимости на экранах страны прошёл под знаком тотального превосходства супергероя «Хэнкока» и Уилла Смита, в очередной раз подтвердившего своё право называться самым кассовым актёром современности.
«Хэнкок» стал восьмым подряд проектом Уилла Смита, поднимавшимся на верхнюю строчку кинопрокатного чарта и преодолевшим 100-миллионный рубеж кассовых сборов, а всего в карьере исполнителя таких 100-миллионников теперь насчитывается 12 (11 игровых ролей плюс озвучка главного героя в мультфильме «Подводная братва»).
По сложившейся на протяжении более чем десятка лет традиции в канун Дня Независимости кинозрители получают возможность увидеть новинки проката уже в среду, но иногда в своём нетерпении прокатчики идут даже дальше, назначая премьеру на вечер вторника или даже понедельника, как это было с прошлогодними «Трансформерами». На этот раз первые сеансы «Хэнкока» стартовали в 7 часов вечера во вторник, 1 июля, принеся денежную выручку в размере 6,84 млн. долларов. Для сравнения отметим, что пять лет назад «Терминатор 3» смог заработать аналогичным вечерним стартом чуть больше 4 млн. долларов, тогда как год назад «Трансформерам» покорилась несколько большая сумма в 8,8 млн. долларов.
Среда, ставшая первым полноценным днём в прокате, принесла герою Уилла Смита 17,4 млн. долларов, за которыми последовали 17,1 млн. в четверг — таким образом, ещё до начала уик-энда в копилке картины находилась достаточно солидная сумма в 41,3 млн. долларов. В пятницу, когда подавляющее большинство американцев предавалось празднованиям в семейном кругу, «Хэнкок» смог немного прибавить, заработав 18,6 млн. долларов, после чего днём позже последовал субботний рывок — 25,8 млн. долларов при 39% приросте посещаемости кинотеатров.
Воскресные сеансы добавили к ранее освоенной наличности 18,3 млн. долларов, вместе с которыми результат дебютных выходных составил 62,6 млн. долларов в 3965 кинотеатрах (15 789 долларов с кинотеатра) и 103,9 млн. за первые пять с половиной дней на экранах. Такой мощный старт особенно впечатляет, если учесть, что он достигнут на волне откровенно посредственных, а то и вовсе негативных отзывов со стороны кинокритиков, лишь треть из которых удостоила фильм более-менее положительных рецензий. Но миллионам любителей кино, судя по всему, не было ни малейшего дела до мнения критиков. «Публика просто обожает Уилла Смита и всё, что он делает на экране, — так прокомментировал это руководитель отдела дистрибуции Sony Pictures Рори Брюер. Среди посетителей сеансов 52% составляли мужскую аудиторию и 52% были старше 25 лет.
Интересно, что актёр уже далеко не в первый раз оказывается главным героем Дня Независимости, и четыре его предыдущих фильма также становились победителями праздничного уик-энда — «День независимости» (50,2 млн. за уик-энд и 96,2 млн. за 5 дней), «Люди в черном» (51,1 и 84,1 млн.) и «Люди в черном 2» (52,1 и 87,2 млн.), а также «Дикий, дикий Вест» (27,7 и 49,5 млн.). Среди всех же проектов Уилла Смита «Хэнкок» показал второй результат, уступая только недавней фантастической ленте «Я — легенда» (77,2 млн.). Оценивая кассовые перспективы проекта в последующие недели, стоит принять во внимание сложившуюся в последние годы тенденцию, согласно которой за расширенный пяти или шестидневный уик-энд блокбастеры обычно собирают примерно 45-49% от своей финальной кассы, что в данном случае позволяет надеяться на сборы в пределах 215-230 млн. долларов.
Если тёплый приём героя Уилла Смита в кинотеатрах Северной Америки был вполне ожидаем, то колоссальный успех картины на международной арене, где популярность актёра всё же не так высока, превзошёл все ожидания создателей и прокатчиков. За дебютные выходные «Хэнкок» умудрился собрать 78,6 млн. долларов в 50 территориях при первых местах в 47 из них. Поразительно, но такой результат был достигнут без премьер во Франции, Италии, Испании, России, Мексике и Японии, то есть, половины основных поставщиков международных кассовых сборов. По словам представителей международного дистрибьютора Sony Pictures International дебютные результаты «Хэнкока» превзошли аналогичные старты прошлогодних «Трансформеров», предыдущего проекта Уилла Смита «Я — легенда», и даже «Человека-паука».
Мультфильм «ВАЛЛ-И» после победы в предыдущий уик-энд понёс ощутимые потери, обвалившись на 48,5% с 32,5 млн. долларов за трёхдневку, что является худшим падением среди всех девяти проектов анимационной студии Pixar. Два года назад во второй уик-энд проката лента этой же студии «Тачки» потеряла 43,9% от дебютной выручки, а год назад «Рататуй» ограничился ещё меньшими потерями в размере 38,3%. В какой-то мере некоторым оправданием мультфильму может служить то, что празднование Дня Независимости в этом году пришлось на пятницу, по общему мнению, не самый удачный вариант для киноиндустрии.
При этом результат «ВАЛЛ-И» уступил даже недавней «Кунг-фу Панде» (33,6 млн. во второй уик-энд), хотя за счёт значительно более высоких сборов в будни металлический робот немного оторвался от своего главного летнего конкурента — 127,2 млн. против 117,3 млн. после 10 дней в кинотеатрах.
Появление на американских экранах супергероя Хэнкока хуже всего сказалось на сотворившей настоящую сенсацию неделю назад киноленте Тимура Бекмамбетова «Особо опасен». Вторая трёхдневка принесла экранизации комиксов лишь 20,1 млн. долларов при 60,6% падении, доведя общую кассу проекта до 90,2 млн. долларов. Впрочем, у создателей фильма и его российского режиссёра едва ли может быть хоть какой-то повод для разочарования, поскольку 75-миллионный «Особо опасен» смело может рассчитывать на финальные сборы в районе 130-140 млн. долларов в США и около 300 млн. во всём мире.
Шпионская пародия «Напряги извилины» завершила выходные на четвёртой позиции с 11,1 млн. долларов (падение на 45%). Общая касса проекта с участием Стива Карелла и Энн Хэтэуэй вплотную подобралась к 100-миллионной отметке, достигнув по итогам уик-энда 98,1 млн. долларов.
Анимационная лента «Кунг-фу Панда» собрала 7,32 млн. долларов в пятый уик-энд (падение на 37%) и заняла пятое место в чарте. Всего на банковском счету ленивой и беззаботной панды По числится внушительная сумма в 193,2 млн. долларов, которая даёт неплохие шансы на покорение престижного 200-миллионного рубежа уже на следующей неделе. Ещё раньше, в понедельник, «Кунг-фу панда» должна обойти финальные сборы «Мадагаскара» (193,6 млн.), поднявшись, тем самым, на четвёртое место среди всех проектов студии DreamWorks Animation и, уступая только находящимся вне всякой конкуренции «Шрэку» и двум его сиквелам.
После тяжёлых обвалов во второй и третий уик-энды «Невероятный Халк», наконец, смог продемонстрировать хоть какие-то признаки жизни, однако серьёзно поправить сложившуюся ситуацию фильм уже не в состоянии. За праздничные выходные зелёный гигант смог заработать 4,9 млн. долларов при падении на 48,8% и именно этого пусть и несколько запоздалого усилия хватило, чтобы выйти вперёд в противостоянии с киноверсией 2003 года Энга Ли — 124,8 млн. против 124,7.
Приключенческая кинолента «Индиана Джонс и Королевство xрустального черепа» отметилась наименьшим падением среди всех фильмов в широком прокате — по всей видимости для патриотически настроенной аудитории приключения археолога представлялись подходящим выбором провести время в праздничные выходные. Касса уик-энда составила 3,77 млн. долларов, а число проданных билетов по сравнению с предыдущими выходными уменьшилось лишь на 27%. Столь неплохой результат явился как нельзя кстати в продолжающейся борьбе с «Железным человеком» за звание самого кассового фильма года, а пока что с 306,4 млн. долларов после шести недель четвёртый «Индиана Джонс» поднялся на 26-е место за всю историю американского кинопроката.
Необыкновенно успешные сборы в 5 кинотеатрах семейного фильма «Кит Киттредж: Загадка „Американской девочки“», несомненно, позволяли рассчитывать на успешное расширение проката, однако, полноценный дебют не принёс ничего хорошего фильму с участием Эбигейл Бреслин, Джоан Кьюсак и Джулии Ормонд. Несмотря на положительные отзывы большинства кинокритиков, семейный детектив смог заработать лишь 3,3 млн. долларов в 1843 кинотеатрах за уик-энд и 5,05 млн. долларов за первые пять дней в общенациональном прокате (всего 5,8 млн.), заметно уступив надеждам прокатчика, студии Picturehouse, и, поставив под сомнение правильность выбранной стратегии релиза.
С другой стороны, при всём этом «Загадка Американской девочки» всё равно должна принести немалую прибыль создателям, пусть и не такую большую, как можно было надеяться после первых дней ограниченного проката. Расходы на производство проекта составили лишь 10 млн. долларов, да и, как показывает практика, такие фильмы для семейной аудитории пользуются неплохим спросом на DVD. Показательно, что большая часть проданных билетов пришлась на долю девочек в возрасте от 7 до 10 лет и сопровождающих их мам (70% от пришедших родителей).
Два фильма, замыкающие десятку сильнейших, заняли те же места, что и неделю назад. Полнометражный «Секс в большом городе» сохранил девятую строчку чарта с 2,38 млн. долларов (всего 144,9 млн.), а комедия «Не шутите с Zоханом!» вновь довольствовалась десятой позицией с 1,98 млн. долларов (всего 94,8 млн.). Общая касса топ-10 составила 149,9 млн. долларов — на 6% меньше, чем год назад, когда победу праздновали «Трансформеры» (70,5 млн.) и на 27% меньше, чем два года назад, когда сиквел «Пиратов Карибского моря» обновил рекорд сборов премьерного уик-энда (135,4 млн.).
Исторический фильм Сергея Бодрова «Монгол» расширил прокат с 209 до 253 кинотеатров, собрав 765 тыс. долларов за трёхдневку (падение на 5,7%, всего 3,47 млн.). Средняя выручка с заведения остаётся по-прежнему достаточно высокой, что позволяет избежать резкого снижения числа задействованных кинотеатров ближайшие недели, а соответственно и существенного падения сборов. Лучший результат по сборам с площадки показала независимая драма «Безумие» с участием Бена Кингсли и Фамке Янссен — 138,4 тыс. долларов за уик-энд в 6 кинотеатрах (23 066 долларов с заведения) и 172,2 тыс. за первые четыре дня.
На следующей неделе в борьбу вступают сразу три киноленты, среди которых явным фаворитом выглядит сиквел Гильермо Дель Торо «Хеллбой II: Золотая армия», выходящий в 2900 кинотеатров и имеющий неплохие шансы сместить с вершины чарта супергероя «Хэнкока». Семейная приключенческая лента «Путешествие к Центру Земли в 3D» c участием Брендана Фрейзера принимает старт в 2700 кинотеатрах, в том числе на 800-850 трёхмерных экранах, а фантастическая комедия «Знакомьтесь: Дэйв» с участием Эдди Мерфи получает в своё распоряжение 2950 заведений киноиндустрии.